Будет текст продавать или нет – зависит от 2 человек: копирайтера и его нанимателя. В большинстве случаев текст не работает по вине заказчика, который просто обратился не по тому адресу. Важно понять: если вы хотите “наполнить сайт контентом” – вам нужен контентщик. Задача копирайтера – не “наполнять сайт”, а повышать прибыльность вашего бизнеса. Эта статья для тех, кто хочет:
- научиться отличать копирайтера-профи от дорогого и бесполезного дилетанта,
- внедрить на рынок свой продукт,
- обойти конкурентов,
- увеличить продажи.
Чтобы повысить продажи (или посещаемость сайта), нужно объяснить клиентам, почему у вас лучше, чем у конкурента. Этим и занимается копирайтер – объяснением.
Как быстро оценить профпригодность копирайтера: 6 признаков сильного текста
Заказывая услуги коммерческого писателя, нужно убедиться, что перед вами специалист, а не дилетант. Иначе зря потратите деньги. Узнать копирайтера-профессионала можно по 6 признакам. Эти “правила” хороши тем, что соблюдаются при любых обстоятельствах и позволяют заказчику выявить дилетанта за несколько минут.
- Задача выполняется вовремя
Благодаря этому критерию, вы можете оценить копирайтера еще до того, как увидите его текст. Профи выполняет задачу в срок и не просит больше времени. Если сроки нереально короткие, специалист откажется сразу. Любитель – возьмется и опоздает (в лучшем случае) или напишет откровенно не то, что нужно. - Текст выглядит читабельным
Статья профессионала не напоминает “простыню”. Первое, на что следует обратить внимание – “толщина абзацев”. Статья читается легко, если разбита на абзацы из 5-7 строк и главы с подзаголовками. Более эффективный тот текст, в котором есть небольшой список, а ключевые мысли выделены шрифтом. - Легко читать с любого места
Начните читать с середины. Если не понимаете, о чем речь, и не ясно, где в тексте искать объяснения, значит текст плохой. Такого автора нанимать не сто́ит. Строгость этого критерия зависит от темы и целевой аудитории статьи. Если рассказывается про действие законов Менделя в популяциях животных-эндемиков, нужно делать поправку на образованность читателя. - В подзаголовках нет метафор
Подзаголовки должны помогать ориентироваться в тексте, а не развлекать или умилять читателя. Профессиональный копирайтер не кичится своим остроумием. В продающем тексте или информационной статье должны быть факты. Поэтому добросовестный автор не станет раздувать текст художественными приемами и остальной “поэзией” – так делают самоучки, которые мало смыслят в копирайтинге. Таких остерегайтесь. Если вы не входите в целевую аудиторию, профессиональный текст может показаться скучным – это нормально. Главное, что он работает. - Нет грамматических ошибок
Если времени для написания текста было достаточно, в финальном варианте не должно быть ошибок и опечаток. То же относится к пунктуации. Исключение: когда срок поджимает и приходится писать быстро. В остальных случаях делайте исключения только для тех, кого знаете лично и в чьем профессионализме уверены. Но даже тогда если текст с ошибками – смело понижайте гонорар. Ошибки – это зло. - Осторожное использование стоп-слов
Есть слова, по которым можно узнать копирайтера-дилетанта. Это преувеличения («все любят футбол»), обобщения («в России не умеют играть в футбол») и упрощения («чтобы клуб хорошо играл, нужен нормальный тренер»). Вот короткий список наиболее распространенных стоп-слов: «все», «никто», «никогда», «каждый», «самый», «хороший», «плохой», «лучший», «очень». Они раздувают текст и не приносят читателю пользы. Серьезный копирайтер использует стоп-слова не чаще, чем 1 раз на несколько абзацев, либо вообще не использует.
Когда хороший текст – не гарантия успеха
Бывают случаи, когда продающий текст не помогает. Даже написанный по всем канонам, он не поднимет продажи товара или услуги, если они в принципе не нужны покупателю. Если сам продукт плох – лучше потратить деньги на его доработку, или вообще отказаться от проекта.
По-хорошему, такие ситуации должен предотвращать отдел маркетинга. Но если вы уже начали действовать без консультаций с маркетологами, прислушайтесь к вопросам, которые задает копирайтер. Такое общение приносит обоюдную пользу: копирайтер быстрее вникнет в тему, а вы получите исчерпывающий продающий текст. Суть этих вопросов можно свести к одному главному: какую выгоду получит покупатель, если выберет вас, а не конкурента?
Если сами затрудняетесь с ответом, значит вы поспешили нанимать копирайтера. Тогда есть два варианта: 1. Усовершенствовать продукт, сделать его уникальным; 2. Пойти на компромисс с совестью и попросить копирайтера “приукрасить”. Большинство посредственных текстов в интернете появились после того, как заказчик выбрал второй путь… Профессиональный копирайтер может написать продающий текст для чего угодно. Но если вы сами не знаете, чем ваш продукт лучше остальных – будьте готовы, что этот текст не принесет сверхприбылей.
Где взять толкового копирайтера и почему это так сложно
Трудно найти в массе дилетантов копирайтера-профи. Специалиста нелегко заманить, ведь чем лучше копирайтер – тем он состоятельнее. Такие вообще не ищут работу и берутся только за по-настоящему интересные задания. Либо работают для узкого круга заказчиков: пишут для друзей или хороших знакомых.
Искать на бирже копирайта человека, который поднимет ваш бизнес – бессмысленно и, как ни странно, дорого. Деньги, потраченные на бесполезный текст не окупятся. Только время потеряете. На биржах работают “голодные” фрилансеры, привыкшие писать много и быстро – но не качественно.
Чтобы найти толкового копирайтера, сначала расспросите друзей и партнеров. Если расспросы не принесли результата – остается искать самому. Давайте копирайтеру тестовое задание и оценивайте его по 6 критериям из этой статьи. А найдя настоящего профессионала, постарайтесь войти в круг его общения. Желательно сохранить контакты и не терять с ним связь. Это знакомство может оказаться очень полезным для будущих бизнес-проектов.